Сылвенский сокол

Пару месяцев назад я неосторожно поиронизировал в группе по поводу красных флажков на лобовом стекле автобуса. Что тут началось! Был объявлен бандеровцем и врагом народа, одна дама пригрозила меня морально уничтожить при встрече. Откуда столько желчи в вас, дорогие земляки и землячки? Прямо как в Розалии, не к ночи будь помянута! Вот почему бы, товарищи, не направить энергию на реально добрые дела? Или на изучение истории родного края?

Знаете ли вы, что 26 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Лихачёва, единственного коренного сылвенца, ставшего Героем Советского Союза? Вот его история.

Хотя поселок Сылва возник еще при Александре II в 1878 году рядом с одноименной станцией Горнозаводской железной дороги, долгое время он не мог похвастаться обильным населением. Народ массово потянулся в наши края лишь с началом стройки Птицефабрики в 1969 году. Но и в малонаселенной, забытой богом деревне на живописном берегу Сылвы рождались незаурядные личности. 26 сентября 1921 года в семье бухгалтера стекольного звода появился на свет Виктор Кириллович Лихачев, будущий Герой Советского Союза и полковник советских ВВС.



Виктор окончил семь классов школы и три курса техникума и в 1939 году был призван в Красную Армию. Благодаря успешным занятиям в аэроклубе он попал в авиацию и был направлен на курсы пилотов, которую окончил за год до войны. В конце 1942 года лётная часть сержанта Лихачёва была направлена на фронт. Свой боевой путь наш земляк начал в составе 814-го истребительного полка на Юго-Западном фронте. Сначала он летал на Як-1, затем пересел на Як-9, самый массовый советский истребитель Великой отечественной войны. Осенью 1942 года Лихачев был ранен, но быстро вернулся в строй.

Истребитель Як-9

24 августа 1943 года за заслуги в боях на Курской дуге 138-й Истребительный Авиационный Полк был переименован в 106-й гвардейский. Полк воевал на Первом и Втором Украинских фронтах, отличился в освобождении Харькова, во Львовско-Сандомирской операции 1944 года и взятии Берлина.

Войну Лихачев закончил гвардии лейтенантом, командиром звена истребителей. Он совершил 180 боевых вылетов, принял участие в 15 боях, лично сбил 6 самолетов противника.


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 17.07.1944 г. 1  FW-189 Голусбе Як-1, Як-9.
2 18.07.1944 г. 1  Ме-109 Долгобычув
3 22.08.1944 г. 1  FW-190 Галковице — Шляхецке
4 13.04.1945 г. 1  Не-111 Требач
5 16.04.1945 г. 1  FW-190 Шпремберг
6 18.04.1945 г. 1  FW-190 Линдхен
Всего сбитых самолётов — 6 + 0;  боевых вылетов — 181;   воздушных боёв — 15.

Помимо непосредственного контакта с самолетами немцев звено Лихачева занималось воздушной разведкой, операциями штурмовки и прикрытия. Собранные данные помогли сорвать контрудар нацистов на Сандомирском плацдарме и прорыв окруженной группировки немцев в Чехословакию в последние дни войны.

Лихачёва несколько раз подбивали, он получил два ранения, второе в 1944 году — тяжёлое. В обоих случаях пилоту удалось вернуть самолёт на аэродром базирования.

Указ о награждении Лихачева Виктора Кирилловича медалью Золотая звезда за номером 7505 и орденом Ленина был подписан 27 июня 1945 года через три дня после знаменитого Парада Победы на Красной площади в Москве.

Кроме того, лётчик был награждён:

  • Двумя орденами Боевого Красного знамени;
  • двумя орденами Красной Звезды;
  • двумя орденами Отечественной войны;
  • орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» (в 1975 г);
  • медалью «За боевые заслуги»;
  • послевоенными памятными медалями, в том числе чехословацкой.

После войны Лихачёв служил в советских авиационных частях на территории Австрии и Венгрии. В 1954 году он окончил Академию ВВС и был назначен заместителем командира полка в Николаев (Украина). Там он прослужил до 1959 года. В шестидесятых Лихачев служил на различных командных и инспекторских должностях в Одесском и Московском округах и в Южной группе войск в Венгрии. В 1967 году участвовал в авиационном параде Победы в Москве.

В феврале 1971 года Лихачев был направлен в Египет в качестве заместителя командира советской авиационной группировки. В этой должности он оставался год и два месяца. Боевые действия между арабами и Израилем в это время не велись, но точка была реально горячей. Наши пилоты летали с египетскими и сирийскими опознавательными знаками – их как бы там не было.

Советские специалисты на фоне пирамиды в Гизе.

Вернувшись в Москву, полковник Лихачев служил старшим инспектором боевой подготовки Московского военного округа. Осенью 1975 года в возрасте 54 лет вышел в отставку.

Виктор  Кириллович три года проработал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации, а в 1979-80 годах крутил баранку в таксопарке. Из-за проблем со здоровьем оставил шоферскую работу и скончался 12.02.1982 г. Могила Лихачева находится на Кунцевском кладбище Москвы.

К сожалению, я не нашёл сведений о семье Виктора Лихачёва. Если у вас есть информация, поделитесь в комментариях. Комментарии предварительно проверяются модератором и появляются не сразу.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

комментария 2 “Сылвенский сокол”

  1. Виктория:

    Спасибо за статью! Не перестаю удивляться героям жившим в то страшное время? Вечная память?

  2. Lana:

    Такие великие и простые люди ковали нашу Победу…

    а иронию насчет красного флага ты лучше фильтруй, а то я редко доброй бываю, приду покусаю))))

Powered by WordPress | Avtotwit.ru