Продолжаю виртуальную экскурсию по регионам России совместно с группой 333 в Фейсбуке — сообществом любителей креативной дорожной нумерологии.
Сегодня 3 января и на повестке дня 63-й регион. Это родина главного в Советском Союзе и России легкового автомобиля последних пятидесяти лет. Сначала в честь приволжских невысоких гор его назвали Жигулями, но когда жигули попробовали продавать в Европу на экспорт, обнаружилось неприятное созвучие с итальянским жиголо. Кто это такой, подробно рассказано тут.
Советские креативщики переобулись в воздухе и назвали детище Ладой. И ведь неплохо получилось! Пусть особого коммерческого успеха продукция советского автопрома на зарубежном рынке не снискала, но на рынке внутреннем Лады, стоившие в два раза дешевле Волги и гораздо более симпатичные и технологичные по сравнению с Москвичами и Запорожцами, надолго завоевали сердца автолюбителей.
В базе данных огромное количество Лад-троечниц из 63 региона, сил просмотреть весь список у меня не хватило. Среди просмотренного нет вазовских «копеек», «двоек» и «троек» (2101, 2102 и 2103). Коллекция открывается трудягой «четвёркой».
Неплох выбор классических седанов — пятёрок, шестёрок и семёрок.
Прародителем всей вазовской «классики» был Fiat 124. Завод в Тольятти построили совместно с итальянцами. Даже город назвали в честь итальянского коммуниста. Мало кто теперь помнит, что до 1964 года Тольятти был Ставрополем-Волжским.
Семейство Самара
В 1984 году с конвейера Автоваза сошла первая самостоятельная разработка — трёхдверный хэтчбэк Лада Самара ВАЗ-2108 с передним приводом. Кстати, до этого советский автопром уже выпускал переднеприводную машину (ЛуАЗ-969), но в очень ограниченном количестве и без особого успеха.
В народе устоялась традиция называть «тазики» карточными терминами. Самара стала в разговорной речи «восьмёркой».
Через три года появилась девятка, ВАЗ-2109 «Спутник», пожалуй, самый раскрученный и самый угоняемый автомобиль позднего СССР. Модель упомянута в модных шлягерах начала 90-х «Моя вишневая девятка» и «Угонщица».
В народе ранние модели семейства «Самара» называли «зубилом» за специфический дизайн передней части кузова. В 1990 году появился седан ВАЗ-21099.
Семейство 110
В 1995 году ВАЗ перешёл на выпуск более комфортабельных, изящных и «аэродинамичных» моделей. Они оставались в серии до 2012-2014 годов.
Три последних модели стали сиквелом восьмерки, девятки и девяносто девятой.
В битве за урожай
Помимо городских автомобилей АвтоВАЗ успешно выпускал линейку машин повышенной проходимости для села, геологов, нефтяников и прочих искателей приключений. Нива стала единственным детищем завода, заинтересовавшим серьёзного западного инвестора. Автомобили Шевроле-Нива выпускаются до самого последнего времени, однако в 2020 году партнёрству с американцами, похоже, пришёл конец.
Новая волна
За последние десять лет конструкторы и дизайнеры АвтоВАЗа разработали множество новинок неоклассики — Калины, Гранты, Весты, Приоры, Ларгусы и т.д. Хвалить или критиковать не берусь, ибо плохо ориентируюсь в модельных рядах и технических характеристиках, пусть каждый оценит по себе.
Замечу лишь, что самая популярная ВАЗовская модель в базе фотономеров — Лада Приора (ВАЗ 2170/2171/2172). Недавно я рассказывал, как неуправляемая Приора деловито нарезала круги на улице Монастырской в Перми.
На втором месте по популярности идёт Лада Калина в разных модификациях (седан, хэтчбэк, универсал, гибрид с Грантой). Остальные модели распределены более или менее ровно.
Не Ладой единой
На дорогах Самарской области много автомобилей с номером 333, занятых грузовыми и пассажирскими перевозками.
Дилерам по всей стране новенькие Лады и (пока еще) Нивы развозят могучие белорусские автовозы.
Если ваша Ладушка, не дай бог, поломается, на помощь придёт эвакуатор Isuzu.
Детей сотрудников Роснефти развезёт школьный автобус ЛиАЗ.
За здоровьем жителей в сельской местности следит флюорограф на колёсах на базе ЗиЛ-131.
Если вам нужен ассенизатор и водовоз, вызывайте ВИС — продукт партнёра АвтоВАЗа, выпускающего спецтехнику на базе Лад и Нив.
Богатые тоже с тройками
Состоятельные «самаритяне» и тольяттинцы также с удовольствием ездят со счастливыми тройками на номерах. Не верите? Держите!
Но я не одобряю барские замашки. С этими пафосными заграничными авто никаких разочарований и удовольствий. Скукотища!
Покупайте отечественные Лады, бесплатный регулярный секс вам гарантирован!
Эксперты автоспорта уверены, что у российского коллектива не за горами и максимальный результат с LADA Vesta на каком-либо этапе. В истории АВТОВАЗа, которая выставляет свои машины в туринге с 2008 года, победы уже были. К этому привела последовательная работа дочернего предприятия LADA Sport, дебютировавшего на WTTC с доработки хэтчбеков ВАЗ 21106. Чуть позже десятки и на авторынке, и на гоночных трассах сменили LADA Priora, но добиться успеха им помешал ударивший по автопрому финансовый кризис. На некоторое время АВТОВАЗ свернул программу участия в туринге, а вернулся в чемпионат в 2012-м уже с другой моделью — LADA Granta Sport, двигатель которой форсировали до 320 лошадиных сил. Эта машина и добралась первой до выигрыша этапа WTTC. В 2014-м Granta прославленного пилота Роберта Хаффа дважды победила на гонках в Пекине и Макао. Сейчас британец выступает за одну из иностранных конюшен , но цвета LADA SPORT ROSNEFT защищают другие классные спортсмены. Тот же Габриеле Тарквини имеет опыт чемпионства в 2009 году. Ник Катсбург не раз выигрывал популярные гонки на выносливость. У Хьюго Волана, несмотря на молодость, в активе уже несколько подиумов WTCC. А на смену Granta в туринге пришла LADA Vesta, у которой шансов на успех, пожалуй, еще больше.