В пятницу в России начал действовать пресловутый Закон о блогерах (97-ФЗ). Большинство представителей Интернет-сообщества откровенно недоумевают по поводу шума, поднятого вокруг этого закона. Некторые о нём даже не слышели. А самые лояльные отправились на специальный сайт Роскомнадзора, чтобы оставить там свою заявку. О блогере № 1, публичной странице «Типичный Екатеринбург» я уже рассказал вчера. Кроме него, в реестр блогеров за сутки включили ещё 8 записей. Одна — твиттер самого Роскомнадзора. Свои аккаунты в Твиттере и Инстаграм притащил министр связи Никифоров.
Стал блогером Ашот Габрелянов (Life News).
Самой законопослушной стала актриса и депутат Госдумы Мария Кожевникова. Звезда «Универа» зарегистрировала аж три аккаунта.
Другие блогеры говорят, что это решение далось импульсивной Марии очень нелегко, поскольку новый закон запрещает ругаться в Интернете матом. В сети уже ходит весёлый коуб на эту тему (внимание, ненормативная лексика).
Все блогеры подавали заявку в режиме онлайн. Всего за день поступило 60 заявок, правда, 30% оказалось спамом. А вот директор аналитической службы LiveInternet Герман Клименко явился в Роскомнадзор лично, чтобы на собственной шкуре испытать: блогерами не рождаются, блогерами становятся. Он поделился впечатлениями с TJournal. Далее — длинная цитата из этого уважаемого интернет-журнала.
Сотрудники Роскомнадзора достали для гостя отдельный компьютер, и первое, что он заметил — у ноутбука была заклеен «глазок» камеры, что навело на мысли о существовании слежки спецслужб. «Это доказательство того, что они точно знают и действительно это делают!», — обрадовался Клименко. «Да это новый ноутбук, с утра достали из коробки», — объяснил наклейку на камере сотрудник ведомства.
Клименко открыл сайт, который создан специально для реализации 97-ФЗ. Сайт имеет два раздела: для блогеров и для организаторов распространения информации, то есть операторов и провайдеров.
Для регистрации блогер проходит в раздел «Владелец сайта/страницы сайта (блогер) → Приём заявлений от блогера» и подаёт заявление на внесение в реестр. Помимо указания персональных данных нужно подтвердить, что посещаемость блога составляет более 3 тысяч человек в день. В случае с гендиректором LiveInternet это было сделать непросто: он собирался регистрировать страницу на Фейсбуке, где нет персональной статистики.
В Роскомнадзоре пока и сами не очень определились с тем, как лучше предоставлять информацию о статистике блога. Как предположил Клименко, статистику в Фейсбуке пока можно подтвердить лишь указанием количества френдов и ссылкой на раздел «О себе». Сотрудник Роскомнадзора пояснил, что будет дополнительная строка, где можно будет прикрепить файл. Информацию можно будет запросить у администрации ресурса. Столкнулся первый тестер реестра и с другими неудобствами: ссылку на блог нужно указывать полностью, с двумя слешами, а также вводить довольно длинную капчу.
Ох, какая капча! А зачем протокол указывать? Сейчас редко кто указывает всякие https… Это я знаю, что такое протокол, а пользователи-то и не знают.Герман Клименко, глава LiveInternetГерман Сергеевич предложил сделать вместо капчи верификацию по сотовому телефону или вход по аккаунту на Госуслугах: «Вас сейчас будут спамить. Поставят роботов. Это не очень хорошо». В Роскомнадзоре обещали подумать над этим.
Сомнения вызвало и окно с дополнительной информацией, куда предлагается ввести логин и пароль или «иные сведения для доступа к статистике». Кто-то может ввести свои настоящие логин и пароль, не моргнув глазом, и полностью отдать в чужие руки свой дневник или профиль в соцсети.
После нажатия финальной кнопки сайт сообщил, что заявка была принята и направлена к рассмотрению. Сообщение оказалось не слишком заметным, и то, что процедура регистрации была завершена, оказалось неочевидным, пожаловался Клименко.
Многие популярные блогеры самостоятельно устанавливают себе счётчики статистики, заметил Клименко и привёл в пример блогера Лену Миро. У неё установлен счётчик LiveInternet: он умеет «вырезать» только ту часть посетителей, которая принадлежит к Российской Федерации.
Это завело обсуждение в сторону применения закона: действует ли он на зарубежных пользователей или нет. Клименко: «А что, иностранцы подпадают под закон?» РКН: «Ну, если они пишут на русском языке». Клименко: «И что? Мы, конечно, можем заводить любое дело, если захотим».
Если внешней статистики нет, я и не знаю, как у ЖЖ смотреть статистику. На ЖЖ можно поставить счётчик, а вот на Facebook технически сделать этого нельзя. Надо с ними какие-то особые переговоры проводить.Герман Клименко, глава LiveInternetОдин из сотрудников Роскомнадзора предложил — нужно обратиться к администрации ЖЖ и запросить у них эту информацию: «В законе о персональных данных есть строчка о том, что запрос федерального органа власти должен быть удовлетворён. Есть административное наказание». Некоторые компании шли навстречу, но просили решение российского суда, рассказали в органе власти.
По словам Клименко, не все компании пойдут на такое: «Российские — легко, зарубежные — нет. Для этого нужны законные основания. Если они выдадут вам данные, на них подадут в суд. Американцам — по свистку, а нашим властям — нет».
Представители Роскомнадзора говорят, что наличие блогеров в реестре просто облегчит с ними связь — личные данные они могут в любом случае получить через провайдеров: «Мы можем любой запрос сделать. 10 дней — и получили». Насколько много фейков будет в реестре, покажет время, но в ведомстве уже сейчас знают, как с ними бороться: «За недостоверную информацию, предоставленную органу власти, тоже следует административное наказание. И наступление ответственности не зависит от наличия регистрации: если в суд на вас кто-то подаст с 1 августа, будете нести ответственность». Клименко разряжает обстановку: «Не надо травмировать психику юного поколения».
Одна из самых спорных норм в законе — запрет на использование мата. Он касается любой части страницы сайта блогера, будь это сам пост или комментарии под ним. По нему следует административное наказание по статье «Мелкое хулиганство»: по сути, закон о регистрации блогеров приравнивает слово, написанное на заборе или сказанное на остановке маршрутки, к твиту или посту в блоге.
По мнению гендиректора LiveInternet, главная проблема «преступлений» в интернете, от которых должен защищать новый закон, в том, что они длящиеся, а не разовые. В отличие от ТВ, где сюжет будет показан один раз, или конечного тиража газеты, к записи в интернете можно получить доступ неограниченное число раз. Убрать написанное из интернета будет непросто: для этого в суд надо подавать несколько жалоб — на удаление, на опровержение, на что-то ещё — и разбираться по каждой в отдельности.
Герман Клименко обращает внимание, что и с определением ответственности за нарушения в интернете в судах будут проблемы: «Есть судьи, которые могут не моргнув глазом разделить одну дачу на шестерых детей и все будут условно довольны. А когда ей говорят, что кто-то нанёс оскорбление, кликнув по страничке, она тут же перестаёт это понимать. А эксперты примерно такие же, как судья».
В Роскомнадзоре делают ставку на то, что реестр просто облегчит коммуникацию власти с блогерами.
Задача реестра — добыть короткую связь с блогером. Здесь есть обоюдный интерес.Вадим Ампелонский, пресс-секретарь РоскомнадзораНаличие связи позволит блогеру быстрее узнать, когда к нему «постучатся» из Роскомнадзора — а по закону он и вовсе должен указывать ФИО и адрес почты прямо на сайте. Но есть и другая сторона: присутствие в реестре может быть статусным моментом для блогера, считают в ведомстве: «Он сможет сказать: меня посчитали, у меня есть три тысячи. Это понятно для бизнеса».
Речь идёт о том, чтобы таких блогеров смогли легче замечать рекламные агентства. Как рассказали TJournal в РАЭК, впоследствии при Роскомнадзоре создадут экспертную комиссию. Помимо решения прочих задач, она определит пул таких агентств и позволит им наладить связь с популярными блогерами. В крайнем случае, комиссия идентифирует их по значку «Я блогер», но предполагается, что в дальнейшем комиссия получит эксклюзивный доступ к базе пока закрытого реестра.
Представители Роскомнадзора предполагают, что непопулярные блогеры могут «ломануться» регистрироваться в реестре, стремясь придать себе особый статус. С такими пользователями ведомство будет бороться.
Что касается предоставления данных по статистике, то этот вопрос в Роскомнадзоре считают решенным. В начале июля ведомство встречалось с представителями Twitter, и у пользователей сервиса появилась возможность просматривать статистику по собственной посещаемости (сейчас она по неизвестным причинам не работает).
У нас есть с ними контакт. Есть основания полагать, что они будут исполнять этот закон. Основные игроки понимают, что мы к ним обратимся. Закон не так сложно исполнить.Вадим АмпелонскийХотя Клименко направлял свою заявку ещё 30 июля, он оказался не первым зарегистрированным блогером — в Роскомнадзоре пояснили, что так работает реестр. Как выяснилось, под номером 1 в реестр попал паблик «Типичный Екатеринбург» во «ВКонтакте», причём, как заявили его представители, не по собственной воле.
Таким образом, визит Клименко в офис Роскомнадзора показал, что закон в целом заработал, но его функционал нуждается в массе мелких улучшений. Плюс к этому очень проблематична его реализация в отношении зарубежных ресурсов, особенно таких крупных, как Твиттер или Фейсбук.
Ещё на тему законодательства в сфере Интернета
Визит в Москву представителя Фейсбук и вице-президента Твиттер
Радует, что закон хотя бы работает, хотя у нас сейчас в стране достаточно других серьезных проблем, на которые стоит обратить внимание.
Ага. А вот Навального не зарегистрировали.