Мнения профессионалов

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России:

Мы можем сразу отмести версию о технической катастрофе или человеческом факторе. Самолет сбили. Из-за мгновенного взрыва пилоты не успели ни сообщить на землю, ни подать сигнал SOS.

Только боевые самолеты могут зафиксировать пуск ракеты, определить характер ракеты и сделать противоракетный маневр. В гражданской авиации самолеты не оборудованы системой распознавания. Пилоты «Боинга» не могли ничего ни увидеть, ни узнать, ни услышать. Даже если бы пилот увидел ракету, он бы ничего не успел сделать, потому что ее скорость составляет 900 м/с.

Так как это был международный рейс, расследованием должна заниматься международная организация гражданской авиации ИКАО — у них в руках все. И, если Украина допустит, к расследованию должна подключиться Международная авиационная комиссия (МАК), в которую входят восемь стран, в том числе Россия и Украина. Чем быстрее обе структуры будут допущены на место катастрофы, тем быстрее мы увидим результат расследования. Сейчас на земле, в диспетчерских пунктах идет сбор документации, фото- и видеоматериалов.

Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа:

Есть ли у донецких ополченцев оружие, способное сбить самолет на расстоянии 10 км? Это зависит от того, насколько функционален ЗРК «Бук», который они захватили примерно месяц назад под Донецком. До вчерашнего дня ополченцы говорили, что они захватили «Бук» полностью, а Украина заявляла, что это не так, что они захватили только отдельные элементы, и даже эти элементы выведены из строя. Вчера у обеих сторон заявления поменялись на прямо противоположные. Донецк говорит, что вообще никакого «Бука» не имеет, а Украина — что он у них, причем полностью функциональный и исправный. Ясно одно: врут обе стороны.

Да, на Россию будут валить поддержку ополченцев, но это происходит и сейчас, на Путине как на политической фигуре эта катастрофа никак не отразится. Но то, что самолет сбила не Россия — это очевидный факт, это технически невозможно было сделать с нашей территории. Расстояние от места, где самолет взорвался в воздухе, до России — больше 100 километров. Мы могли бы это сделать, только если бы приткнули С-300ПМ прямо на линию границы с Украиной. Но это невозможно сделать незаметно.

Рубен Есаян, заслуженный летчик-испытатель, Герой России:

Самолет на высоте 10 километров мог сбить только ЗРК (зенитно-ракетный комплекс), но он громоздкий и его наводкой должны заниматься несколько человек. У ополченцев нет нужды в таком оружии. Они используют ПЗРК, которые быстро и легко наводятся в сторону летящего самолета и пускают снаряды с плеча. Максимальная высота, которую могут достичь снаряды ПЗРК — 5000 метров. Ополченцев вполне удовлетворяет это оружие, поскольку оно эффективно в борьбе со штурмовой авиацией, которая летает на малых высотах — 1000-3000 метров.

Версию о намерении сбить президентский самолет я отметаю. «Источник из Росавиации», который высказал это предположение, вызывает у меня сомнения. Два самолета могут находиться на одной и той же высоте, но с земли всегда ведется радиолокационный контроль, чтобы обеспечить между ними дистанцию до 60 км, чтобы борты не догоняли друг друга. А когда летит президентский самолет любой страны, наземные радиолокационные службы всех стран осуществляют за ним особый контроль и никогда не допускают, чтобы какой-то самолет сблизился с ним или пересекся. Могли ли злоумышленники перехватить информацию радиолокационных служб? Думаю, нет.

Павел Фельгенгауэр, военный эксперт:

Это трагическая ошибка. Хотели попасть в транспортный самолет, а попали в пассажирский «Боинг». У повстанцев нет системы контроля воздушного пространства. Информацию о полетах, скорее всего, дает российская военная система, которая могла быть не очень точной и оперативной.

Повстанцы хотели лишить украинцев превосходства в воздухе. В Новороссии сейчас идут кровопролитные бои на границе. Киев снабжает отрезанные украинские части всем необходимым по воздуху. Если этот путь перекрыть, им придет кирдык, и очень быстро.

Реакция российских политиков на трагедию носит советский характер: ложные доказательства своей невиновности и выдумывание безумных версий. Путин уже заявил, что виновата Украина. Зачем он это сделал? В ситуации со сбитым корейским «Боингом» в 1983 году было то же самое. Нас поймали на вранье: советские представители в ООН говорили одно, а оказалось, что все было совсем по-другому.

Но правду обязательно выяснят. Раньше международной комиссии причины ЧС выяснят американцы. Они найдут все необходимые доказательства, и покажут, откуда была пущена ракета. Скорее всего, они подтвердят версию, что самолет не только упал на территорию, контролируемую повстанцами, но и сам пуск был выполнен повстанцами. Пока на это указывают только косвенные, но сильные улики. Ясно, что повстанцы могли это сделать только благодаря серьезной поддержке России, сами они управлять комплексом «Бук» не могут. Надо наказать тех, кто предоставил им мощную военную технику.

На месте взрыва найдут и объективные доказательства причины аварии. Шрапнельные ракеты не попадают в самолет, они так сконструированы, что на расстоянии 20 метров от него взрываются, и самолет прошивает шрапнель с поражающими элементами. Следы этих элементов должны остаться на корпусе самолета, и тела погибших должны быть нашпигованы железом. Скрыть эти доказательства невозможно.

Политические последствия будут очень серьезными: не только для сепаратистов, но и для России и лично для Путина. Путина теперь могут не пустить в Австралию на финансовый саммит G20. Наше телевидение будет заявлять, что Америка все придумала. Но на австралийцев это вряд ли повлияет. Они наше телевидение не смотрят.

Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, генеральный директор ЗАО «Авиакомпания Спарк+»:

В ходе расследования будет появляться множество «серой» информации, которую необходимо отбрасывать. Поскольку черные ящики упали на повстанческую территорию, все легкие пробелы в записи будут сваливать на ополченцев, а по сути дела, на Россию. Вот и вчера, когда после катастрофы прошло всего 3 часа, украинские СМИ уже начали делать какие-то выводы.

Но сами подумайте, кто больше заинтересован в том, чтобы сбить «Боинг»? Ополченцы? Вряд ли. Если и они, то стоит выяснить, есть ли у них подходящее для этого оружие и, главное, есть ли для этой операции подходящий специалист. Запустить ракету в «Боинг» — это немногим легче, чем сесть на этот самолет и взлететь: аппаратура у оружия очень сложная.

Дмитрий Тымчук, руководитель украинского Центра военно-политических исследований:

Боевики активно используют ПЗРК «Игла», но сбить пассажирский самолет из «Иглы» нельзя, так как ее радиус действия — 3500 метров. Месяца полтора назад в Славянске обнаружили ПЗРК «Верба» — самый последний российский переносной зенитный ракетный комплекс. Он бьет на высоту до 4500 метров. Но никак не 10000 метров. Самолет сбит не из ПЗРК, а из ЗРК, это однозначно.

Наша группа информационного сопротивления зафиксировала и выложила фотографии перемещения колонны в этот день в 13.30. Перемещение колонны происходило в районе Снежного в сторону Тореза. В составе этой колонны было три танка, несколько БТР, перевозился и ЗРК «Бук», из которого теоретически могли произвести пуск.

У нас два варианта: либо стреляли с территории России, и тогда были использованы ЗРК С-200 или С-300. Либо стреляли из «Бука» с территории Донецкой области. Второй вариант более правдоподобен Что касается украинских силовиков, то в зоне АТО нет таких зенитно-ракетных комплексов по одной простой причине: у боевиков нет авиации.

Что касается записи переговоров Безлера. Я не думаю, что Служба безопасности Украины проводила фальсификацию. По простой причине — эти записи точно будут переданы международным экспертам, которые проведут неангажированное расследование. С европейским уровнем технологий обнаружить фейк легко и просто. Если бы это был фейк, сразу было бы понятно, что Украина пытается сфальсифицировать доказательства, а это резкий ход против самой Украины.

Анатолий Квочур, летчик-испытатель, первый Герой России:

Запись разговора ополченцев, якобы сбивших «Боинг», выложенная на сайтеСБУ — это какой-то грубый микс. Если организаторы теракта — а это теракт — так «изящно» делают все, то дела их плохи. Думаю, их быстро вычислят.

Разговоры про то, что «казаки с Чернухинского блокпоста сбили самолет», действительно могли иметь место, но только когда они сбили низколетающий транспортный самолет Ан-26 или СУ-25. Они действительно могли сбить из ПЗРК самолет, летевший на небольшой высоте, но нет таких казаков, которые смогли бы освоить комплекс «Бук», потому что это целая система, которая требует слаженной работы обученных офицеров. В полевых условиях с таким оружием обращаться можно, но только если перебазировать зенитно-ракетный дивизион из одного места в другое. Но кто это сделает, под каким прикрытием?

Орхан Джемаль, журналист:

Я не понимаю, что занесло пассажирский «Боинг» в рискованную зону. Возможно они полагали, что высота 10 км безопасна. Но я знаю, что у ополченцев есть практика обстреливания любых появившихся самолетов. Все ополчение убеждено, что это бесполетная зона, и если что-то летает, то это либо «Сушка», либо «Миг», либо самолет гражданского назначения с военной миссией. И они его обстреливают. Украинская авиация этот фактор учитывает и территории Луганска и Донецка старается облетать. Например, все харьковские рейсы перенесены в Днепропетровск.

10 июля руководство ополчения решило выбить украинских силовиков из донецкого аэропорта, и я был этому свидетелем. Поскольку все опасались авиаудара, были стянуты все их средства ПВО. Ближе к вечеру был обстрелян пролетающий гражданский самолет. Попаданий по нему не было, самолет счастливо улетел. Не знаю, из чего стреляли, я не видел. Самое серьезное, что я видел — модернизированная «Стрела-10», у которой дальность пуска 5 километров. «Бук» я не видел. Но ополченцы хвастались, что он захвачен. Единственный ли это «Бук», исправен ли он, мне неизвестно.

Источник 

P.S. Фрагмент фюзеляжа самолёта со следами поражения шрапнелью — подтверждение того, что он был сбит ракетой «земля — воздух»

Фюзеляж

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

1 комментарий “Мнения профессионалов”

  1. Валерия:

    о, как фокусники работают, пока все в самолёт впёрлись можно вытворять всё, то захочешь… про ввод польских войск все как-то сразу и забыли(((

Написать комментарий

Powered by WordPress | Avtotwit.ru