Мы любим порассуждать про манипуляцию сознанием на бытовом, коллективном и государственном уровне. Однако все домашние склочники, корпоративные интриганы, правительственные «серые кардиналы» и телевизионные пропагандоны – ничто по сравнению с плоским червячком-паразитом Ribeiroia из отряда Plagiorchiida семейства Psilostomatidae. По-английски произносится «райберия». Лаврентий Палыч вернулся из рая, ага.
Крохотный трансформер
Жизненный цикл этой трематоды начинается после того, как крошечные яйца проглотит безмозглая улитка из семейства Planorbidae в мелком пруду или болотце где-нибудь в Техасе или во Флориде. В гостеприимном улиткином тельце из яиц вылупляются агрессивные цисты. Они питаются соками улитки и попутно поражают её регенеративную систему, чтобы моллюск не тратил энергию на собственное размножение, а лишь кормил незваных гостей. Через пять-шесть недель личинки высасывают улитку досуха подобно любителю устриц. Даже если головоногое ещё живо, оно уже не может размножаться и быстро погибает.
Цисты превращаются в подвижных лярв и выходят в воду в поисках следующего промежуточного хозяина. Им становятся мелкие рыбы или головастики – детёныши саламандр, жаб, лягущек. Последний вариант даёт возможность паразиту проявить талант манипулятора в полном блеске.
Внедрившись в тельце головастика, личинки мигрируют к местам, где формируются лапки. Там они впрыскивают в ткани жертвы адские дозы ретиноевой кислоты – одной из химических форм всем известного ретинола, витамина А. Его ещё называют витамином роста. В организме лягушек это вещество отвечает в частности за рост конечностей. В результате вместо штатных четырех лапок у земноводных отрастает шесть, восемь и даже десять. Возможен и непарный рост лишних конечностей – всё зависит от количества личинок, которыми инфицирована лягушка.
Чернобыль тут ни при чём!
Феномен был открыт совершенно случайно в начале 90-х годов, когда жители южных штатов США начали находить диковинных многолапых лягушек. Изучив бедолаг, учёные выяснили, что дело вовсе не в радиации из Чернобыля или химическом заражении водоёмов, а в микроскопическом глисте! Впрочем, загрязнение местности свою роль сыграло. Установлено, что чем больше примесей содержится в воде, тем слабее иммунитет обитателей водоёма и тем сложнее им отражать атаку паразита.
Чего же добиваются личинки Ribeiroia, производя генно-модифицированных лягушек? Неужто выполняют социальный заказ креольских рестораторов и утончённых любителей лягушачьих лапок? Отнюдь!
Смысл сложной манипуляции в том, что лишние лапки лягушкам совсем не в радость. Они недоразвиты и нисколько не улучшают прыгучесть и плавучесть. Наоборот, лягухи-мутанты становятся легкой добычей хищных птиц и водных млекопитающих. А червям только этого и надо! Вместе с многолапой тушкой пеликан или ондатра проглатывает тысячи личинок. В кишечнике теплокровного животного они превращаются в половозрелых особей и начинают интенсивно откладывать яйца. С экскрементами яйца попадают в воду и прибрежную почву, где их находит новое поколение улиток. Чудовищный цикл начинается заново.
Классификация по месту жительства
Описано четыре разновидности трематод:
- Наиболее изученная Ribeiroia ondatrae, живущая в Мексике и на юге США. Окончательный хозяин – птицы и водные млекопитающие, о чем говорит название.
- Ribeiroia marini распространена на островах Карибского моря.
- Ribeiroia guadeloupensis – эндемик острова Гваделупа.
- Ribeiroia congolensis обитает в Африке.
Возможно, именно с Чёрного континента этот паразит приплыл вместе с невольничьими кораблями в Америку лет четыреста назад.
Поклонники французской кухни пока могут спать спокойно. Термическая обработка убивает личинок наповал. Однако паразиты умеют приспосабливаться к жизненным сложностям. Если после посещения французского ресторана у вас начнёт расти лишняя нога или рука, значит, червячки где-то рядом!