Сын Победы

Первый серийный ямобур на базе шасси ГАЗ-67.

Ямобур — механическая приспособа, которая бурит в земле сравнительно неглубокие круглые ямы, лунки и скважины. Грунт вынимается с помощью шнека — центрального стержня с винтовой поверхностью. Идею винтового конвейера предложил ещё Архимед, правда для водяного насоса, а не для транспортировки сыпучих продуктов.  Родственниками ямобура являются штопор, коловорот и другие крутящиеся девайсы с винтом.

Коловорот на колёсах

Изобретателями самоходного ямобура являются инженеры Горьковского автозавода (ГАЗ). Летом 1945 года руководство Горьковской области приняло решение высадить в честь победы над Германией 10 тысяч деревьев. На тот момент мужчины ещё не вернулись с войны, был острый дефицит рабочей силы. Администрации завода предложили проработать техническое решение вопроса: как быстро вырыть машинным способом множество неглубоких ям для закладки саженцев.

В качестве корпуса для устройства взяли гильзу от снаряда реактивной артиллерийской установки ЗиС-3. Внутрь полого цилиндра поместили металлический стержень с непрерывной винтовой поверхностью, выполняющий функцию конвейера для вынимаемого сыпучего материала. Шнек снабдили на конце сверлом с канавками для захвата и удаления грунта.

Конструкцию поставили на автомобиль ГАЗ-67 – модификацию ГАЗ-М1, легендарной «эмки», которую оснастили полным приводом и лишили крыши. Первый серийный советский «джип», предшественник «козликов» и «уазиков», проявил настоящие мужские качества и прекрасно справился с посадкой деревьев.

Буровой механизм приводился в вертикальное положение с помощью рычагов и работал от автомобильного двигателя внутреннего сгорания через механическую передачу.  Автомобиль в походном положении напоминал мини-Катюшу или зенитную ракетную установку будущего.

После удачной механизированной посадки деревьев в Горьком заинтересовались ямобурами и в Москве. Был налажен ограниченный, но серийный выпуск для нужд благоустройства и строительства. В 1946 году об изобретении узнали американцы и наладили у себя выпуск таких же компактных бурильных машин.

Косвенным признанием советского авторства ямобура служит то, что на английский язык название этой машины переводится либо как yamobur, либо общим словосочетанием drilling rig, бурильная установка (без обозначения предельной глубины бурения).

Ямобур на базе автомобиля Мицубиши за работой

Ямобур на базе автомобиля КАМАЗ за работой

Как и другую спецтехнику, покупают самоходные ямобуры лишь крупные или узко специализированные компании, которые копают ямы и бурят скважины каждый день, в жару и в холод. Для рядовых участников строительного рынка оптимальный вариант — посменная аренда ямобура у сильных мира сего. Аренда БКМ даёт эффект 2 в 1 — вы берете напрокат буровую установку и грузовик с краном-манипулятором для доставки и разгрузки столбов, свай или других конструкций, которые нужно вкопать в грунт.

Буровая установка Doosan LB20. Современные бурильно-крановые машины (БКМ) способны бурить скважины глубиной до 52 и диаметром до полутора метров.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

1 комментарий “Сын Победы”

  1. Виктория:

    Очень кстати) недавно думала над названием этой чудо техники?

Powered by WordPress | Avtotwit.ru